В век стремительного развития
высоких технологий, можно смело утверждать, что научная фантастика проникла во
все области искусства — литературу, кинематограф, живопись,
фотографию, архитектуру и моду. В течение
последних двух последних веков люди пытались предугадать, как будет выглядеть
человек будущего и во что он будет одеваться. А мысли о космосе и инопланетных цивилизациях наталкивали дизайнеров к новым футуристическим фантазиям и экспериментам в
дизайне костюма.
Футуризм — одно из главных направлений авангардного
искусства первой половины ХХ века. Преследуя идею создать «искусство будущего»,
футуристы категорически отрицали традиционную культуру, культивировали эстетику
урбанизма и машинной индустрии. «Движение, которое мы хотим воспроизвести на полотне,
не будет более закрепленным мгновением всемирного динамизма, это будет само
динамическое ощущение…» — заявляли они. Подобно мультипликаторам, футуристы
фиксировали этапы ходьбы, бега, жестов, совмещая эти элементы в одной картине и
показывая все фазы движения одновременно. Поэтому живописи (У. Боччони, Дж. Северини) характерны хаотичные сдвиги, зигзаги, наплывы форм, многократные
повторения мотивов, как бы суммирующие впечатления, полученные в процессе
стремительного движения. В литературе же основными приемами были переплетение
документального материала и фантастики (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А. Е.
Крученых).
Мечтая создать мир универсальных сверхличностей — людей
будущего, которые существовали бы без классов, бедности и голода, среди машин,
обеспечивающих цивилизацию вечной энергией, футуристы со своими идеями проникали
во все виды искусства: от поэзии
и живописи, до кино и дизайна.
Мода не стала исключением. Футуристы считали, что те же
принципы, что и в искусстве, должны распространяться и в моде — создавать новое
и отбрасывать старое, стирая грань между искусством и промышленностью. Они не
предусматривали одежду, которую можно носить в течение многих лет. Мода должна
быть мимолетна, а одежда недолговечной. Костюм должен быть экспрессивным, сочетать
несовместимые материалы, цвета и с помощью оптических эффектов изменять форму. Футуристы
активно продвигали свои инновационные идеи в собственном гардеробе:
асимметричные наряды из картона, фольги, лампочек и антенн, яркая обувь,
красочные жилеты с абстрактными рисунками — все это в то время было шокирующим,
а потому стало для них своеобразной униформой и одним из орудий привлечения
общественного внимания к своим акциям и манифестам. Такие смелые идеи на тот
момент были утопическими и преждевременными, а экономический кризис после Первой
мировой войны привел к закрытию многих модных домов и напрочь лишил модников возможности
использовать ненужные украшения и излишества в одежде.
Второе возрождение идей футуризма в моде связано со
значительным прорывом ученых в освоении космоса и приходится на начало 60-х. Запуск
первого искусственного спутника Земли, первый полет человека в космос — все эти
события привели к популярности «космических» тенденций в моде.
Первым «футуристическим» дизайнером того времени был Andre Courreges. Воссоздав «космический стиль» в своей коллекции, он совершил настоящую революцию в моде. Предложив
новые формы высокого шитья, он изменил консервативный «диоровский» образ элегантной женщины
50-х на образ жизнерадостной и свободолюбивой девушки нового поколения. Следом
за Courreges, новатором и революционером выступил Pierre Cardin,
чьи наряды были словно вычерчены с помощью циркуля и линейки и больше походили
на доспехи роботов будущего. С его легкой руки в моду вошли необычные цветовые
сочетания, плотные разноцветные колготки и парики, которые якобы дополнительно подчеркивали внеземное происхождение моделей.
Костюмы, которые больше напоминали снаряжение космонавтов, в конце 60-х
представил еще один представитель футуристической моды Paco Rabanne. Двенадцать
моделей из «современных материалов» — бумаги, пластика, металла — на босоногих
белых и темнокожих девушках произвел настоящий фурор во французской прессе.
Выдумщик Rabanne продолжил свои эксперименты с
одеждой будущего и в 70-х, создавая плащи из перьев, платья из кожи и металла, с добавлением сухих цветов, кружев
и плетеные кольчуги.
Затихнув
на время расцвета культуры хиппи и культа природы, футуризм вернулся с новыми
силами в 80-х годах. Отражали связь технических образов с достижениями научной
мысли Yves Saint Laurent, Versace, Thierry Mugler. Они представляли коллекции с громоздкими
пластиковыми аксессуарами, химическими цветами, облегающими вечерними платьями-кольчугами из винила и синтетических
тканей.
В начале XXI века, с развитием цифровых
компьютерных технологий, появлением новейших материалов и способов их
обработки, все больше модных домов подхватили футуристическую лихорадку.
Космические фэшн-фантазии появились в коллекциях Dolce
& Gabbana, Givenchy, Balenciaga, Lanvin, Alexander McQueen, Iris Van Herpen.
Объединяли их основные принципы футуризма нового поколения — жесткая
геометрия линий кроя и силуэта, или же напротив, четкая обтекаемость,
высокотехнологические ткани, с мерцанием, блеском и металлизированными
эффектами.
Таким образом, футуризм в современной моде почти не имеет границ. Цикличное
возвращение в моду космических тенденций, хоть и доказывает, что все основные
идеи этой тенденции были сделаны еще в 1910–1920 годах и дополняются лишь
свойственными времени технологическими возможностями и инновационными
материалами, но остаются такими же
актуальными и оригинальными.
Сейчас футуризм, к сожалению, не в фаворе, но вот 90-е были прямо-таки веком его расцвета, до 2000 года включительно. Таким образом встречали новое тысячелетие :)
ОтветитьУдалитьشركة كشف تسربات المياه بالدمام
ОтветитьУдалитьشركة تنظيف بالدمام
شركة تسليك مجارى بالدمام
شركة مكافحة النمل الابيض بالدمام
شركة مكافحة حشرات بالدمام